Тест автомобильных насосных станций

Ноябрь 5,2013

Большое НАДУВАТЕЛЬСТВО.

Компрессор, оснащенный ресивером, в работе всегда удобнее, чем простокомпрессор. Не надо каждый раз бегать к выключателю, выше точность накачки, да и забортировать соскочившую шину, имея в запасе несколько лишних «атмосфер», проще, чем пользуясь просто компрессором. Вот только сооружать в автомобиле полноценную стационарную пневмосистему – это целое дело, на которое еще надо отважиться. Но есть альтернатива: автономные переносные станции-моноблоки. Так какую же из них предпочесть?

В сравнении с обычными компрессорами выбор моноблоков  невелик.  Это  нишевый texпродукт,  рассчитанный,  прежде всего, на любителей внедорожного туризма. Именно им, вынужденным порой менять давление в шинах по нескольку раз за день в зависимости от консистенции земной тверди под колесами, удобство и скорость накачки особенно важны. Но далеко не у всех есть желание и возможность превращать свой относительно стандартный автомобиль в космический корабль  с вертикальным взлетом. А тут — достал станцию из багажника и качай себе на здоровье. Если надо — передай товарищу. Это тоже плюс отдельного моноблока в случае, когда в путешествие отправляется слаженный коллектив, в котором каждый берет с собой определенную часть нужного всем оборудования. Скажем, один везет большой стол и мангал, другой — бензопилу с запасными цепями и напильниками, третий — полный комплект инструментов, четвертый — мощный компрессор и т. д… В итоге и каждая из машин не перегружена, и у всех всё есть.

Автомобильные компрессорные станции мы нашли среди продукции всего пяти марок, причем T-Max предлагает лишь одну модель, ARB и «Беркут» -по две, «Агрессор» -три, а ViAir- сразу пять. Но выбрали для теста мы лишь топ-модели каждой фирмы. Почему? По заявленным характеристикам. Мини-ресивер «младшей» ARB после долгих размышлений был все-таки признан недостаточно объемным, несмотря на прилагающийся к нему могучий компрессор. Трехлитровый ресивер «Беркута SA-03» тоже показался мал, тем более что насос там слабоват: по прошлым тестам, его едва-едва хватает на штатные колеса некрупных внедорожников. Заведомо слабы компрессоры у двух из трех «Агрессоров», несмотря на достаточные по объему ресиверы. Из пяти моноблоков ViAir три показались заведомо уступающими уже отобранным конкурентам в скорости, а один — в объеме ресивера, так что тут мы тоже решили обойтись одной, зато самой-самой, моделью.

Сел и поехал

Когда  я  распаковал  компрессорные станции, мое любопытство быстро сменилось на удивление. Потому что концепция «сел — и поехал», которая определяет покупку подобного моноблока вместо строительства бортовой пневмосистемы, последовательно и до конца выдержана только в двух изделиях российских марок. И даже больше: в коробку с «Агрессором» зачем-то положили  не  указанную  в комплектации выносную розетку-прикуриватель наst2  коротком  шнурке  с  «крокодилами». Впрочем, у этого моноблока (самого дешевого в нашем тесте, с почти двукратным отрывом в цене от следующего) есть и полезные опции. Его ресивер снабжен отдельным манометром и фитингами под две независимые воздушные  магистрали.  А  электромеханический  выключатель  компрессора по давлению, совмещенный с главным электрическим выключателем, и вовсе оказался регулируемым. Внутри корпуса я даже нашел схему регулировки давления включения и выключения, но при этом, ни в инструкции, ни на сайте производителя о том, зачем оно нужно и как им пользоваться, нет ни слова. Поэтому для чистоты эксперимента я оставил заводские установки. Впрочем, нашим экземпляром «Агрессора» все равно нельзя было пользоваться сразу: разъем на его шланге оказался меньшего диаметра, чем нужно для того, чтобы подключить к нему прилагающийся пневмопистолет. Пришлось менять магистраль у дилера.  У «Беркута sa-06» все отлично подошло, включилось  и  заработало.  Но  в  отличие от конкурентов этот моноблок смонтирован на отдельной трубчатой раме массой 2,1 кг. Она же служит ручкой для переноски. Зачем увеличивать размер и вес? Не знаю. Не менее странное решение — выходной фитинг типа «папа» без обратного клапана, что требует применения специального шланга с клапанами-«мамами» с двух сторон. Впрочем, представители фирмы обещают, что уже буквально в следующей поставке фитинговое соединение ресивера и шланга станет стандартным. При этом «Беркут» единственный снабжен регулятором выходного давления. Благодаря ему на малых значениях можно продувать и чистить весьма нежные детали, вплоть до матрицы фотоаппарата. st3Кстати, по моему опыту, в полевых условиях это, пожалуй, самый удобный, быстрый и эффективный способ. Полезен регулятор и когда нужно качать колеса, параллельно занимаясь чем-то еще. Выставляешь на специальном манометре, какое давление должно быть в колесе, подсоединяешь шланг, фиксируешь пистолет в открытом состоянии и…уходишь. Компрессор качать перестал — значит готово, можно переключать на следующую шину. Так будет дольше, чем дуть в полную силу, но в каких-то ситуациях удобнее.

Удивительное рядом.

Невероятно стильная и добротная, а заодно и самая дорогая станция ARB, st4упакованная в практичный водонепроницаемый чемодан из ударопрочного пластика (составляющий, мне думается, немалую долю в ее цене), своей комплектацией удивила. Тут есть продувочный пистолет с длинным изогнутым носиком, несколько наконечников для накачки лодок и резиновых игрушек, игла для мяча…  Но при этом вообще ни одного манометра! А также пистолета для накачки шин. В комплекте, правда, имеется зажим, позволяющий фиксировать выходной шланг на вентиле колеса, но он сводит на нет все связанные с ресивером преимущества. А меж тем над устройством этого агрегата явно думали головой! В общем, для полноты картины не хватает лишь фирменного шинного пистолета, который приобретается отдельно и добавляет к стоимости станции еще 1750 руб.

У T-Max в комплекте тоже не оказалось пистолета, а на конце штатного шланга обнаружился раз и навсегда закрепленный наконечник с резьбой под  шинный  вентиль.  Т. е.  подключить пистолет к этому шлангу в принципе  нельзя.  Более  того,  T-Max  отдельно воздушные шланги не продает, а st5шинные пистолеты вообще отсутствуют в его гамме продукции как класс. Ну и зачем тогда было прикручивать насос к самому большому в нашем тесте десятилитровому ресиверу с двумя выходами под отдельные магистрали? Только чтобы отслеживать давление по вкрученному в него манометру и не бегать для проверки от колеса к выключателю и обратно… Ладно, позаимствуем шланг с пистолетом у конкурентов. Больше всего подготовительных работ требует моноблок ViAir. Это вообще заготовка, рассчитанная на стационарную установку. Здесь нет ни только быстросъемного шланга с пистолетом, но даже выходного фитинга под него на ресивере. А тот, что есть, годится лишь для постоянной фиксации на нем пластиковой магистрали. Короткие провода, идущие от компрессора, подразумевают подключение к бортовой электросети автомобиля. И остальные моноблоки у этой фирмы укомплектованы так же. Это странно, потому что у ViAir есть еще и установочные комплекты с теми же компрессорами и ресиверами различного объема, только не собранные в единое целое, а также все компоненты бортовой пневмосистемы по отдельности. И это как раз логично: распихать по всей машине отдельные элементы, соединив их воздушными и электрическими линиями, с точки зрения компоновки более удобно, чем стационарно ставить в одном  месте  громоздкую  станцию. В общем, пришлось по-быстрому преобразовать ViAir в мобильное устройство: нарастить провода и обзавестись готовым фирменным комплектом для накачки. В него входят семиметровый воздушный шланг с пистолетом, уложенные в аккуратную сумку, фитинг и переходник для него. Цена — 1800 руб. Правда, при сборке не обошлось без накладок — резьбовое соединение на переходнике стало под давлением травить, а при дальнейшей затяжке… сорвалась резьба «родного» латунного выхода из ресивера.  Почти  14  атмосфер  сжатого воздуха устремили стальной фитинг ввысь подобно реактивному снаряду. По счастью, на его траектории не нашлось чьей-нибудь головы... Но этот момент заставил нас крепко задуматься о технике безопасности при работе с пневмоустановками.  Вскоре  выяснилось,  что поврежденная деталь не поставляется в фирменный сервис-центр даже в качестве запчасти. Но по счастью, замена ей легко нашлась на строительном рынке, и всего за 68 руб.st6

Качество и количество

Да, цена все-таки определяет… Два ценовых полюса нашего теста тому подтверждение. Насколько добротно (и даже шикарно в каждой мелочи) выполнен ARB, настолько же небрежно сделан «Агрессор». Соединения проводов, обработка поверхностей, затяжка резьб, исполнение выключателя и даже запах — буквально всё выдает во втором экономию на материалах, технологиях и зарплате китайского рабочего класса. Тот же фильтр у «Агрессора» выполнен в виде волосатой тряпочки, притянутой сеткой к отверстиям воздухозаборника на насосе, тогда как у трех других конкурентов стандартный сменный фетрово-поролоновый фильтрующий элемент размещен в собственном корпусе. У ARB он и вовсе представляет собой «шедевр нано-технологий». Фильтр изготовлен из тончайшей бронзовой нити и предназначен для многократного использования после мойки. Он действительно впечатляет, когда держишь его в руках.

«Беркут» и ViAir и по исполнению, и  по  отдельным  элементам  оказались похожими и продемонстрировали ожидаемо достойный средний уровень. Впрочем, это не удивительно: их выпускают на одном заводе. Разница в цене станций объясняется, во-первых, использованием топ-моделью американского бренда заведомо более дорогого компрессора постоянного цикла, не требующего перерывов в работе на охлаждение, а во-вторых, рыночным позиционированием этих двух марок.st9

От T-Max я ожидал примерно того же уровня качества, что и от парочки «Беркут»/ViAir. Но он объективно не дотянул до них в мелочах. Так, при разборке фильтра обнаружилось, что пластиковый облой перекрывает почти половину сечения впускного отверстия, ведущего в цилиндр. Один из двух выходных фитингов с самого начала стал травить по клапану. В данном случае это не страшно — все равно на нем будет шланг, а другой выход держит нормально, но это показатель. Большому кораблю…

Чтобы  проверить  способности  моноблоков в деле, решено было обойтись самыми простыми стандартными упражнениями:  накачать  четыре  автомобильных колеса и забортировать бескамерную шину. Для наглядностии объективности результатов колеса подобрали побольше: Super Swamper IROK 39,5х13,5 R17 в комплекте с установленным на них при помощи 6-дюй-мового лифта Dodge Ram 2500.

Прежде чем начать испытания, мы сравнили точность приборов разных фирм с образцовым манометром с погрешностью показаний 1,6%. И что же? Все занижают! Но если при 2,5 «тарированных» атмосферах у ARB отклонение стрелки минимально и практически незаметно, то «Беркут» и ViAir показали 2,4 атмосферы, а «Агрессор» — только 2,2. T-Max по причине отсутствия пистолета не показал ничего. В общем, для точности и объективности результатов решено было качать шины всеми компрессорами через единый для них пистолет ARB, а ниппели выкрутить, чтобы таким образом нивелировать разницу в пропускной способности. Таким образом, каждая из станций накачала по очереди четыре колеса. При этом мы измеряли скорость работы, потребляемый ток и нагрев корпуса электродвигателя. А после завершения дополнительно фиксировали температуру на ребрах охлаждения цилиндра, входном патрубке в ресивер, корпусе ресивера и фитинге шланга. Спуск колеса с 2,5 атмосфер до нуля занял 10,5 мин — больше, чем накачка обратно при помощи наших испытуемых. Уже неплохой результат! Но при этом самый быстрый агрегат справился с заданием ровно в два раза быстрее самого медленного. Разумеется, самым быстрым оказался моноблок ARB, взявшийся за дело с фантастически красивым звуком двухмоторного поршневого бомбардировщика, заходящего на боевой курс. Иной результат при такой конструкции, качестве исполнения и цене был бы странен. Небольшой объем ресивера с лихвой компенсировали два мощных компрессора, без явного труда и устали загнавшие воздух в огромные шины. Удивительнее были результаты остальных  участников.  Так,  заявленная производительность насоса T-Max оказалась явно завышенной. А как иначе объяснить то, что скорость его работы была в пределах погрешности измерений ровно такой же, как у «Беркута», хотя должна была бы приближаться к ARB? «Агрессор» тоже до заявленных значений сильно не дотянул, но все-таки с заданием справился. Следуя букве инструкции, на середине накачивания последнего колеса ему следовало бы дать получасовой перерыв («Беркуту» полагалось 15 мин), но кто в реальности будет тратить на это драгоценное время, тем более когда цель уже так близка?! К тому же все устройства, судя по описанию, снабжены предохранительным термовыключателем, срабатывающим при перегреве. В случае с «Агрессором» я ждал, что он все-таки сработает.st14

Но нет, компрессор продолжал упорно качать, несмотря на то что его электромотором можно было кипятить воду. Еще в той же степени горячим оказался лишь моноблок ARB, но, судя по мощной принудительной системе охлаждения, для него это расчетный режим работы. T-Max и «Беркут» выделяли заметно меньше тепла и грелись очень постепенно. Но самый «холодный результат» показал ViAir. Его двигатель едва достиг температуры человеческого тела, правда и скорость работы у него оказалась невысокой. Одновременно он продемонстрировал наименьший уровень шума и наименьшее энергопотребление. Впрочем, такое сочетание легко объяснимо: в станции использован стационарный насос бесконечного цикла, предназначенный для скрытой установки на автомобиле, вместе с плохой вентиляцией.

Вторая часть тестовой программы сюрпризов  не  принесла.  Посадить 13,5-дюймовую  шину  на  10-дюймовый  диск  удалось  при  помощи  всех агрегатов. Правда, на этом упражнении «Агрессор» посчитал свою земную миссию целиком выполненной. Успев забортировать колесо, он навсегда перестал качать. Вскрытие показало обрыв лепесткового клапана на поршне.

 Итоги

Самый сложный вопрос, на который наша  тестовая  команда  попыталась найти  ответ  —  насколько  компрессор, оснащенный ресивером, быстрее в  работе,  чем  такой  же  компрессор без оного. Среднее время переключения шланга с одного колеса на другое у нас составило 20 с. За этот промежуток ни один из компрессоров не успевал полностью накачать свой баллон. Но получить в результате минуту суммарного преимущества на весь автомобиль путем простого арифметического сложения было бы слишком просто и… некорректно. Потому что в реальной эксплуатации дополнительная экономия времени достигается и на промежуточных проверках давления с походами к выключателю, и на очистке колпачков вентилей от грязи, и на других сопутствующих манипуляциях, во время которых насос зря времени не теряет.

В любом случае ресивер исключительно полезен. Причем чем меньше размер шин… тем больше будет относительная разница в скорости накачки. Более того, тем больше будет влияние разницы в объеме и рабочем давлении разных ресиверов! Все дело в соотношении объемов воздуха, закачанного в них и требуемого для накачки шины. Таким образом, с увеличением размера колес все важнее становится производительность компрессора, а значение объема «бочки» снижается. Важно лишь ее наличие! К концу теста даже возникла мысль, что мы зря отказались от проверки возможностей компактных и мощных новинок ARB и ViAir с совсем маленькими ресиверами. Впрочем, ничто не мешает нам вернуться к этой теме спустя некоторое время. Если же сравнивать между собой те модели, что мы испытали, результат очевиден. На сегодняшний день моноблок ARB  безусловно  лучший  и  рекомендуется всем… кому позволяет бюджет. Кому не позволяет, тому остается «Беркут». В самом крайнем случае T-Max. Но его придется доукомплектовывать «чужим» шлангом и тщательно проверять качество его изготовления. Технику ViAir лучше оставить на тот случай, для которого она предназначена. А именно: строить из нее индивидуальную бортовую скрытую пневмосистему любой сложности. Именно тут эта марка сможет реализовать все преимущества своих устройств. И лишь «Агрессор», не переживший тест в идеальных и почти лабораторных условиях, напрочь лишен практической ценности в качестве экспедиционного снаряжения. Что толку в низкой цене, если качество устройства не вызывает доверия?

 

За  предоставленные  на  тест  компрессорные  станции  редакция  благодарит  компании: 

«Автовентури», www.autoventuri.ru  (ViAir);

 «ARB-Рус», www.arbsport.ru (ARB);

Part-time, www.part-time.ru  («Агрессор»); 

Тany, www.berkut-compressor.ru («Беркут»);

представительство  T-Max  в  России, www.t-max.ru (T-Max).